Профессиональные справочные системы для специалистов
03.04.2020
Определены особенности осуществления госзакупок в связи с распространением коронавирусной инфекции

     Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
     
     Согласно Закону N 98-ФЗ:
     
     1. Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - единственный поставщик) по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ могут осуществляться:
     
     - при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной формах либо вследствие аварии или обстоятельств непреодолимой силы;
     
     - для предупреждения или ликвидации ЧС;
     
     - для оказания гуманитарной помощи.
     
     При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги в количестве и объеме, которые необходимы для вышеуказанных целей, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
     
     2. Закупки у единственного поставщика разрешено осуществлять также для целей выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму.
     
     Соответствующая возможность появилась у Минобороны России, а также подведомственных ему государственных учреждений и государственных унитарных предприятий. Закупки должны будут осуществляться в отношении товаров, работ и услуг, включенных в специальный перечень.
     
     3. Начисленные поставщикам (подрядчикам, исполнителям), но не списанные заказчиками суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактами, будут списываться в предусмотренных случаях и порядке.
     
     4. До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей участие в закупках СМП и СОНО, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
     
     5. В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы или услуги, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
     

     Изменения осуществляются при наличии обоснования изменения, подготовленного в письменной форме на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации, и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта, если изменение влечет возникновение новых обязательств, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
     
     При этом:
     
     - размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, предусмотренных частями 7, 7_1, 7_2 и 7_3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ;
     
     - возврат банковской гарантии, ранее предоставленной заказчику, гаранту не осуществляется, а взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии);
     
     - определены особенности, которые должны учитываться при обеспечении исполнения контракта путем внесения денежных средств.
     
     Кроме того, Правительству РФ на период до 31 декабря 2020 года включительно предоставлены полномочия по установлению иных случаев осуществления закупок у единственного поставщика (в дополнение к предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ), а также определению порядка осуществления закупок в таких случаях.